ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Центр цифрового образования на базе 169 школы (Санкт-Петербург)
191024, Санкт-Петербург, Харьковская ул., д.13А
417-32-50 (директор, канцелярия, заместитель директора по УВР в начальной школе), 417-32-51 (заместители директора по УВР, ВР)
sch169.centr@obr.gov.spb.ru

Центр цифрового образования на базе 169 школы (Санкт-Петербург)

МЕНЮ
МЕНЮ

Петунина Е.В. ,заместитель директора школы по ВР

Негинская В.А., педагог-психолог

Винницкий Ю.А., кпн, заместитель директора по ОЭР

Пикалов Д.А., методист, преподаватель робототехники

 Полное содержание статьи - в PDF

Введение.

Развитие человека определяется средой, в которой он живет и развивается. Для учащихся такой средой, во многом определяющей социальные установки будущего члена общества, становится образовательная среда.

«Образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [26]. Именно важностью влияния данной среды на развитие ребенка обучловлены многочисленные исследования и поиск методов диагностики векторов ориентированности образовательной среды и безопасности ее воздействия на учащихся, представленные в работах [26-28] Е.Б. Лактионовой, В.А. Ясвина, И.А. Баевой, В.В. Коврова и других исследователей.

21 век – эпоха развития мировой цифровой среды обитания, и в образовании все больше говорят о создании цифровой образовательной среды (ЦОС), которая должна представлять некоторую системную комбинацию общедоступных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), платформ и административных приложений. Вследствие очень быстрого развития цифровизации мировой экономики, точное определение состава ЦОС, ее инструментария, как и разработка методик диагностики влияния ЦОС на обучающихся серьезно отстает от требований времени. Поэтому понятен интерес множества исследователей к данной теме. Вот и наша тема ОЭР была сформулирована в контексте выявления факторов влияния ЦОС на социальные установки учащихся, диагностику цифровой образовательной среды в контексте ее влияния на мотивацию к обучению, повышения удовлетворенности качеством обучения, а также улучшения профориентационного направления воздействия образовательной среды на обучающихся. 

Анализ существующих тенденций и результатов исследований.

Анализ материалов современных исследований показывает, что большей частью изучаются влияние цифровой среды на психологию и здоровье учащихся, эти воздействия в значительной мере коррелируются с формированием социальных установок.

За последние двадцать лет время, проводимое учащимися в цифровом пространстве, увеличилось почти в 7 раз, с 3,3 до 17,8 ч в неделю в период с 2000 до 2017 г. [1] и достигнув 23 ч. в неделю в 2021 году (показания у ребят 6-9 классов в наших локальных исследованиях). Влияние различных факторов информационной среды нарастает быстрее, чем человечество успевает исследовать их влияние на здоровье, мышление и социальные установки молодого поколения. В целом, более-менее проработаны лишь факторы физического воздействия электромагнитных полей, воздействие на органы чувств, опорно-двигательную систему и последствия гиподинамии. Утверждены СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Серьезных же научных исследований в области влияния цифрового пространства на мыслительные процессы, психические функции и социальные установки – катастрофически мало, и они явно запаздывают с прогнозированием результатов и введением корректив в общественное потребление цифрового контента.

В основном можно увидеть выделение положительных аспектов внедрения "цифры" - высокая скорость поиска, распространения, хранения и копирования информации. Выделяется и обеспечение возможности удаленной работы, в том числе и в варианте совместной работы над общими проектами, а также комфортное общение в соцсетях, с использованием медиа-возможностей современного мира. Эти положительные аспекты особенно значимы в последние годы, в связи с необходимостью перестройки алгоритмов общения и работы в мире, столкнувшимся с противоэпидемическими мерами, связанными с  COVID-19.

Но нарастает проблема негативного, риск-воздействия цифровой среды и связанные с этим проблемы психического здоровья, в особенности у детей и подростков [2-4,24]. Еще в 2019 г. Американская академия педиатрии опубликовала обзор рисков чрезмерного использования цифровых технологий для когнитивного, вербального и социально - эмоционального развития детей [5]

В последнее время появляются попытки внесения в классификаторы диагноза «зависимость от социальных сетей» (или аналогичный). Но существует множество противоречий во взглядах ученых, медиков, психологов, поэтому диагностика и методы лечения возможных зависимостей находятся на низком уровне, что, по сути, делает невозможным системные профилактические мероприятия. Мы периодически видим подобные попытки воздействия, например, весьма спорные предписания и запреты на использование смартфонов в рамках учебного процесса, с разной степенью аргументированности и полезности. Ведь в таких областях, как обучение и социализация, смартфон может быть замечательным инструментом, надо лишь правильно его использовать. Кроме того, стоит учитывать, что полученный учащимися опыт вариантов использования смартфонов и других личных цифровых устройств в "мирных" учебных целях позволяет перенаправить негативное воздействие в правильное русло, показать, как можно использовать свое устройство для полезных задач, снизив тем самым время негативно-действующих активностей.

...

Читать далее - в  формате PDF

Навигация

© 2024. .